Характеристика поверхностей

 

Характеристика поверхностей.

Текстура поверхности дает нам информацию о том, на какой материал мы смотрим (на камень, кирпич, цемент, штукатурку, краску, материю, бархат, дерево и т.д.). Под текстурой мы понимаем характерные небольшие различия в цвете и яркости (рис. 17).

Обычно текстуру определяют интуитивно, как участок поверхности, занятый узором из однородных элементарных фрагментов, одинаковый или периодически повторяющийся спектр.

Текстура — средство выделения такого элемента видимого поля, который зрительная система способна обнаружить без обучения, за счет врожденных механизмов. Цветные поверхности содержат красители лил пигменты, которые по-разному взаи-

 

Рис. 17.Текстура поверхности эмали зуба, металлических пломб, пластмассы, гипса, полимера

модействуют со светом разной длины волны.

Например, если белый свет падает на «красную» поверхность, то это означает, что последняя сильно отражает красный и поглощает все остальные цвета спектра. Этот процесс называется избирательным отражением (рис. 18 а).

Рис. 18. Избирательное отражение (а) и поглощение (б) света

 

Аналогично этому красный фильтр поглощает все цвета, кроме красного, который он полностью пропускает.

Это явление называется избирательным поглощением (рис. 18 б). Хроматический круг для пигментов, также как и для цветных лучей, строится по трем основным цветам. Вторичные цвета получают путем смешивания первичных (рис. 19).

Рис. 19. Цветовой круг для пигментов — схема сложения цветов

 

Однако закономерности смешивания пигментов принципиально отличаются от суммирования цветных лучей. Исходными цветами для красителей являются красный (пурпурный), синий (васильковый) и желтый, в то время как для лучей — красный, синий и зеленый. Одной из особенностей смешивания лучей света является возможность получить из двух тонов более светлый третий цвет (смесь красного и зеленого даст оттенки желтого тона).

Смешивание двух красок дает третий, в отличие от суммируемых цветовых лучей, более темный тон (вторичный): желтый + красный = оранжевый; красный + синий = фиолетовый (пурпурный);

желтый + синий = зеленый. При смешивании вторичных цветов с основными получают третичные. Если смешать основные цвета (оттенки) лучей, то получится белый цвет. Если смешать основные цвета красок (красный, синий, желтый), то образуется черный цвет (рис. 20). В хроматическом круге светлые тона располагаются в верхней части, темные — в нижней.

Рис. 20. Цветной свет ведет себя по-иному, чем пигменты. Если смешать все цвета света (1), получится белый; при смешивании пигментов (2) образуется черный цвет

 

Правая сторона объединяет теплые тона, левая — холодные. Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте.

Один цвет светлее или темнее относительно другого. Однако среди ахроматических оттенков существует большое разнообразие белых, серых, черных (рис. 21).

Рис. 21. Ф.И.Шубин. Павел I. (Оттенки ахроматических цветов)

 

Простые серые тона содержат черные и белые красящие вещества. Они всегда непрозрачны (опаковы): прозрачного белого красителя нет.

Сложные серые тона представляют собой смесь основных (первичных) цветов. Они могут иметь высокую степень светопроницаемости. При необходимости создать светопроницаемый слой не используют простые серые тона.

Цвета, имеющие цветовой оттенок, относятся к хроматическим.

Последние имеют 3 основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность. Цветовой тон определяется длиной волны и обозначает цветовой оттенок — название цвета.

Излучение в узком диапазоне волны в пределах видимого спектра называется монохроматическим светом(см.табл.).

Рис. 22. М.Матюшин. Закон вариаций сочетания цветов. 1932. (Характеристика светлоты)

 

Основные цвета (по Ньютону) и соответствующие им длины волн, нм
Фиолетовый Синий Голубой Зеленый Желтый Оранжевый Красный
390-435 435-480 480-500 500-580 580-595 595-605 605-760

 

Небольшие, едва видимые различия между отдельными оттенками цвета, сближающие их, носят название нюансы. Светлота — степень приближения цвета к белому — в значительной мере зависит от фона (рис. 22).

Только по светлоте отличаются друг от друга ахроматические цвета.

Светлота хроматического цвета воспринимается глазом как яркость: светлее или темнее один предмет по отношению к другому.

На цветовом круге видно, что самые светлые — желтый и оранжевый, самые темные — фиолетовый и синий (см. рис. 13).

Светлота зависит не только от цвета, но и фактуры поверхности: гладкая отражает света больше, чем шероховатая.

На очень светлой поверхности светотеневые градации различаются плохо, поскольку глаз не способен отличить переходы слишком слабых ( или сильных) световых оттенков.

Насыщенность характеризует степень отличия хроматического света от серого, или приближение к чистому спектральному цвету.

Эталоном служат цвета спектра солнечного света. Насыщенность природных цветов весьма неодинакова (например, даже насыщенные желтые все равно остаются светлее коричневых, рис. 23). Насыщенные голубые всегда светлее синих.

Рис. 23. Характеристика насыщенности цвета

 

Наиболее натренированные наблюдатели способны различать по цветовым тонам 160 цветов, по насыщенности — 25, по светлоте — не более 64. Основная часть людей обладает более скромными данными.

Определенный цвет, характеризующий данный предмет, называют предметным или собственным (трава — зеленая, небо — голубое). Предметный цвет может изменяться под влиянием силы света, характера освещения.

При слабом освещении цвет теряет свою насыщенность (рис. 24).

Рис.24. А.И.Куинджи. Вечер на Украине. 1878. (При слабом освещении цвет теряет насыщенность)

 

Очень яркое — вызывает тот же эффект. При чрезмерной яркости источника света человек не может различать нюансы цвета (рис. 25). Нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, принят за стандарт оптимального восприятия цвета.

Рис. 25. Высокая яркость источника света вызывает блики: нюансы цвета не различимы

 

Идеальные условия для определения цвета — 11 часов утра в ясный день. Цвет освещения, в свою очередь, придает своеобразную окраску. Так, белый объект может приобретать голубые, фиолетовые, лиловые, розовые и другие оттенки (рис. 26 а, б).

Рис. 26. Эверест в разное время суток. (Окрашивание объекта под влиянием цвета освещения)

Предметный цвет в значительной мере сохраняется полутенью, которая является промежуточной между светом и тенью, образуясь при освещении скользящими лучами.

При равном рассеянном свете предметная (собственная) окраска проявляется в наибольшей мере. Предметный цвет, измененный под влиянием окружающих факторов (по оттенку, светлоте, насыщенности), называется обусловленным.

Существенное влияние на предметный цвет оказывают контрастные цвета, которые носят также название дополнительных (красный — зелено-голубой, оранжевый - голубой, желтый — синий, желто-зеленый — фиолетовый, зеленый — пурпурный).

Расположенные по соседству, они усиливают свою интенсивность (рис. 27).

Рис. 27. Одновременный цветовой контраст. (Набор Риббонд)

 

Неопытный глаз не замечает изменений предметного цвета. Лист бумаги нетренированный человек воспринимает и называет белым при естественном дневном освещении и при искусственном электрическом.

Хотя в последнем случае белый лист приобретает напряженный желтый или оранжевый оттенок.

 

Такое восприятие обусловлено свойством константности — привычки видеть и воспринимать цвет предмета в их объективном состоянии, на основе прошлого опыта, жизненной практики.

На восприятие цвета влияют спектральный состав освещающего света и отражающие свойства объекта, обусловливая такое явление, как метамеризм — изменение цвета предмета при изменении источника освещения.

Метамерическими называются такие цвета, которые визуально воспринимаются одинаковыми приравныхусловияхосвещенности, однако состоят из различных цветовых сочетаний (рис. 28).

Рис. 28. Кривые спектрального отражения тканей, I и II, имеющих одинаковый цвет днем, но различающихся при искусственном свете (по Райту)

 

При изменении условий освещенности такие метамерические  1 цвета дают неодинаковый зрительный эффект. Например, можно подобрать два куска материи, которые при дневном освещении имеют одинаковый цвет, а при искусственном освещении существенно отличаются.

Объяснение можно найти в природе световых лучей. Белый солнечный свет характеризуется наибольшим составом цветов, их яркость распределяется равномерно по всей длине шкалы. Свет от источников более низких температур отличается по интенсивности и спектральному составу (рис. 29).

В свете источника искусственного освещения преобладают лучи желто-красной части спектра. Предметы с совпадающей окраской будут выглядеть насыщеннее.

Рис. 30. Образец страницы атласа цветов Мензелла
Рис. 31. Цветовая система Мензелла: распределение цвета по тону, светлоте, насыщенности Окружность тонов