КОНСТАНТНОСТЬ И КОНТРАСТ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТЛОТЫ И ЦВЕТА

 

 

КОНСТАНТНОСТЬ И КОНТРАСТ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТЛОТЫ И ЦВЕТА

Характеристика цвета по его вицу нашла широкое применение благодаря такому свойству, как константность восприятия. Сравнительный анализ оттенков был бы невозможным без данного качества. Например, независимо от изменения расстояния до изучаемого объекта, яркость поверхности остается постоянной.

Следующий пример — константность восприятия светлоты, проявляющаяся, например, в том, что лист бумаги считается одинаково белым и на солнечном свету, и в умеренно освещенной комнате. Уголь в этих же условиях выглядит черным, даже если яркость его на солнечном свету будет в 100 раз выше, чем яркость бумаги в комнате.

Одна из причин этого явления заключается в изменении освещения фона параллельно с освещением предмета. Таким образом, относительная яркость объекта и окружения остается постоянной. Количественной характеристикой зрения является интенсивность восприятия. В результате, на границе двух разных по насыщенности окраски или светлоте поверхностей усиливается контраст ощущения. Если расположить рядом белую и чёрную поверхность, то у самой границы светлая полоса кажется еще светлее, а темная — темнее (полосы Маха) (рис. 39).

 

Рис. 39. К.Малевич. Черный квадрат. 1915. (Явление пограничного контраста)

На рис. 40 продемонстрировано явление одновременного ахроматического зрительного контраста (фигура на светлом фоне кажется темнее).

Рис. 40. Явление одновременного ахроматического контраста. (Фигурана светлом фоне воспринимается темнее)

Дополнительные, цвета (синий — желтый, красный — зеленый), помещенные рядом, усиливают восприятие интенсивности окраски вблизи границы — это явление одновременного цветового контраста (рис. 41).

Рис. 41. Явление одновременного цветового контраста: дополнительные цвета усиливают интенсивность окраски

 

В тех случаях, когда на фоне средней освещенности имеются небольшие участки, отличающиеся локальной высокой освещенностью, отмечаются последовательные образы. Явление последовательного контраста связано с инерцией зрительного ощущения.

Прежде чем наблюдатель ощутит вспышку света, пройдет около 0,1 секунды. И наоборот, после того как действие светового раздражителя прекратится,

восприятие света в течение короткого времени сохраняется неизменным.

Положительные последовательные образы (ППО) редко проявляются в зрительном восприятии, поскольку они продолжают существовать лишь долю секунды.

ППО имеет вначале тот же цвет, что и вызвавший его раздражитель, но потом он претерпевает ряд изменений, которые называют переливанием цветов.

Для последовательного образа, создаваемого ярким белым раздражителем, типична следующая смена цветов: белый, зеленый, красный, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, синий.

Положительный последовательный образ можно наблюдать, если сначала адаптироваться к темноте (5-15 мин), чтобы исчезли все предыдущие образы, а затем смотреть на очень яркий источник света в течение 1 -2 сек. После этого в полной темноте можно увидеть положительный последовательный образ.

Появление отрицательного ахроматического последовательного образа иллюстрирует рис. 42.

Рис. 42. Феномен отрицательного последовательного ахроматического образа

Если на 30-40 секунд зафиксировать взгляд на фигуре, а затем перевести взгляд на белый фон, то можно увидеть негативный последовательный образ.

Отрицательный последовательный образ, вызванный цветным стимулом, имеет высветленный дополнительный цвет (рис. 43).

Рис. 43. Феномен отрицательного последовательного хроматического образа

 

Так, если 30-40 секунд рассматривать квадрат синего цвета, а затем остановиться на белом фоне, то можно увидеть квадрат желтого цвета. Красный стимул даст сине-зеленый последовательный образ.